Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 23329
1.  
i

Живые ор­га­низ­мы при­спо­соб­ле­ны к среде оби­та­ния; осо­бен­но­сти их стро­е­ния, жиз­не­де­я­тель­но­сти и по­ве­де­ния со­от­вет­ству­ют об­ра­зу жизни. Это свой­ство живых ор­га­низ­мов на­зы­ва­ет­ся:

1) рост
2) ды­ха­ние
3) адап­та­ция
4) раз­дра­жи­мость
2.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, об­ра­зу­ю­ще­го один тип гамет  — Ab:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
3.  
i

Ука­жи­те функ­ци­о­наль­ную груп­пу, в ко­то­рую вхо­дит ор­га­низм, про­пу­щен­ный в сле­ду­ю­щей цепи пи­та­ния:

лан­дыш → ... → ля­гуш­ка → аист

1) про­ду­цен­ты;
2) ре­ду­цен­ты II по­ряд­ка;
3) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка;
4) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка.
4.  
i

Ге­те­ро­зи­го­та по ал­ле­лям пер­во­го гена и ре­цес­сив­ная го­мо­зи­го­та по ал­ле­лям вто­ро­го гена может иметь бук­вен­ное обо­зна­че­ние ге­но­ти­па:

1) aaBb
2) Aabb
3) AаBb
4) AABB
5.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 5?

1) яд­рыш­ки
2) ри­бо­со­мы
3) цен­три­о­ли
4) ми­то­хон­дрии
6.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Вет­ре­ни­ца лес­ная:

 

(1)Вет­ре­ни­ца лес­ная про­из­рас­та­ет на сухих, от­кры­тых, хо­ро­шо про­гре­ва­е­мых скло­нах хол­мов, овра­гов, опуш­ках сос­но­вых и бе­ре­зо­вых лесов. (2)Она пред­по­чи­та­ет бо­га­тые кар­бо­на­та­ми почвы. (З)Вет­ре­ни­ца  — мно­го­лет­нее тра­вя­ни­стое рас­те­ние с ко­рот­ким кор­не­ви­щем, пря­мо­сто­я­чим стеб­лем вы­со­той 30—50 см и ро­зет­кой при­кор­не­вых ли­стьев. (4)Цвет­ки у нее белые, круп­ные (3—5 см в диа­мет­ре), пра­виль­ные, с про­стым око­ло­цвет­ни­ком. (5)Цве­тет вет­ре­ни­ца в мае  — на­ча­ле июня, пло­до­но­сит в июне  — июле. (б)Се­ме­на имеют ко­рот­кий пе­ри­од до­зре­ва­ния и про­рас­та­ют в сен­тяб­ре.

1) 1, 2
2) 1, 5
3) 3, 4
4) 5, 6
7.  
i

Со­глас­но био­хи­ми­че­ской ги­по­те­зе воз­ник­но­ве­ния жизни А. И. Опа­ри­на и Дж. Хол­дей­на пер­вые живые ор­га­низ­мы (про­то­бион­ты) были:

1) аэроб­ны­ми ав­то­тро­фа­ми;
2) аэроб­ны­ми ге­те­ро­тро­фа­ми;
3) анаэ­роб­ны­ми ав­то­тро­фа­ми;
4) анаэ­роб­ны­ми ге­те­ро­тро­фа­ми.
8.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент;

— при­ни­ма­ет уча­стие в мы­шеч­ном со­кра­ще­нии, ре­гу­ля­ции свер­ты­ва­ния крови;

— вхо­дит в со­став эмали зубов.

1) фтор
2) же­ле­зо
3) маг­ний
4) каль­ций
9.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую хро­мо­сом­ную пе­ре­строй­ку и ме­ха­низм ее фор­ми­ро­ва­ния:

1) ин­вер­сия — по­те­ря кон­це­вых участ­ков хро­мо­со­мы
2) транс­ло­ка­ция — по­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы на 180°
3) де­ле­ция — вы­па­де­ние участ­ка хро­мо­со­мы в сред­ней ее части
4) ду­пли­ка­ция — из­ме­не­ние по­ло­же­ния участ­ка хро­мо­со­мы в хро­мо­сом­ном на­бо­ре
10.  
i

По­пу­ля­цию со­став­ля­ют:

1) все виды хищ­ных рыб реки Сож
2) де­ре­вья и ку­стар­ни­ки сме­шан­но­го леса
3) ко­су­ли На­ци­о­наль­но­го парка Бе­ло­веж­ская пуща
4) го­ло­ва­сти­ки пру­до­вой и тра­вя­ной ля­гу­шек озера На­рочь
11.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) фор­ми­ро­ва­ние мощ­ной ку­ти­ку­лы у мно­гих эн­до­па­ра­зи­тов
2) при­спо­соб­ле­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий к ле­кар­ствен­ным пре­па­ра­там
3) фор­ми­ро­ва­ние се­зон­ных рас у по­грем­ка, про­из­рас­та­ю­ще­го на се­но­кос­ных лугах
4) пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние ку­ко­лок ба­боч­ки кра­пив­ни­цы, име­ю­щих ти­пич­ную окрас­ку, сов­па­да­ю­щую с окрас­кой коры де­ре­вьев
12.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) в про­фа­зе мей­о­за I про­ис­хо­дит конъ­юга­ция го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом;
2) мейоз обес­пе­чи­ва­ет рост мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов, ре­ге­не­ра­цию тка­ней и ор­га­нов;
3) в те­ло­фа­зе мей­о­за II пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом рас­по­ло­же­ны в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки;
4) со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла в клет­ке во время ме­та­фа­зы мей­о­за II — 1n1с (п — набор хро­мо­сом, с — ко­ли­че­ство хро­ма­тид).
13.  
i

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна раса ку­ку­шек от­кла­ды­ва­ет го­лу­бые яйца в гнез­да го­ри­хвост­ки и че­ка­на, дру­гая  — свет­лые в кра­пин­ку яйца в гнез­да сла­вок. Это при­мер изо­ля­ции:

1) ге­не­ти­че­ской
2) эко­ло­ги­че­ской
3) это­ло­ги­че­ской
4) гео­гра­фи­че­ской
14.  
i

Фор­му­лой 1n2c (n  — набор хро­мо­сом, c  — ко­ли­че­ство хро­ма­тид) опи­сы­ва­ет­ся со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции в клет­ке че­ло­ве­ка во время:

 

а  — пре­син­те­ти­че­ско­го (G) пе­ри­о­да ин­тер­фа­зы

б  — ме­та­фа­зы мей­о­за І

в  — ана­фа­зы мей­о­за I у каж­до­го по­лю­са клет­ки

г  — про­фа­зы мей­о­за II

д  — ана­фа­зы ми­то­за у каж­до­го по­лю­са клет­ки

1) а, б
2) б, г
3) в, г
4) в, д
15.  
i

Аэроб­ный этап кле­точ­но­го ды­ха­ния от­ли­ча­ет­ся от спир­то­во­го бро­же­ния тем, что:

 

а  — пред­став­ля­ет собой мно­го­сту­пен­ча­тый про­цесс

б  — ка­та­ли­зи­ру­ет­ся фер­мен­та­ми

в  — от­но­сит­ся к ре­ак­ци­ям дис­си­ми­ля­ции

г  — про­те­ка­ет при уча­стии О_2

д  — в ре­зуль­та­те син­те­зи­ру­ет­ся 36 мо­ле­кул АТФ (в рас­че­те на 2 мо­ле­ку­лы пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты)

1) а, б, г
2) а, б, д
3) в, г, д
4) толь­ко г, д
16.  
i

Ро­до­слов­ная ил­лю­стри­ру­ет на­сле­до­ва­ние од­но­го из за­бо­ле­ва­ний:

1) до­ми­нант­ный, так как про­яв­ля­ет­ся в каж­дом по­ко­ле­нии
2) ауто­сом­но-до­ми­нант­ный, так как встре­ча­ет­ся и у жен­щин, и у муж­чин
3) ре­цес­сив­ный, сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой, так как на­сле­ду­ет­ся по муж­ской линии
4) ре­цес­сив­ный, так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей из вто­ро­го по­ко­ле­ния рож­да­ет­ся боль­ной ре­бе­нок
17.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гриб:

1) тру­то­вый
2) плес­не­вый
3) го­лов­не­вый
4) шля­поч­ный
18.  
i

В си­сте­ма­ти­ке не­сколь­ко близ­ко­род­ствен­ных от­ря­дов жи­вот­ных объ­еди­ня­ют не­по­сред­ствен­но в один:

1) тип;
2) род;
3) класс;
4) по­ря­док.
19.  
i

Часть по­бе­га, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке циф­рой 1, на­зы­ва­ет­ся:

1) плод
2) почка
3) меж­до­уз­лие
4) па­зу­ха листа
20.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) по­ча­ток
2) ме­тел­ка
3) про­стая кисть
4) про­стой щиток
21.  
i

у Спи­ро­ги­ры:

1) си­фо­но­вая струк­тур­ная ор­га­ни­за­ция
2) бес­по­лое раз­мно­же­ние — фраг­мен­та­ция
3) споры об­ра­зу­ют­ся в ша­ро­вид­ных спо­ран­ги­ях
4) кле­точ­ная стен­ка со­сто­ит пре­иму­ще­ствен­но из хи­ти­на
22.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ля­гуш­ки озер­ной:

а)  череп по­движ­но со­чле­нен с по­зво­ноч­ни­ком; б) име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход; в) пе­ред­ний мозг

раз­де­лен на два по­лу­ша­рия; г) кожа голая, со­дер­жит мно­го­чис­лен­ные же­ле­зы; д) раз­ви­тие пря­мое, без ли­чи­ноч­ной ста­дии.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) 6, в, д.
23.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие бак­те­рии от ви­ру­сов:

 

а  — кри­стал­ли­че­ская форма

б  — спо­ро­об­ра­зо­ва­ние

в  — могут иметь до­пол­ни­тель­ную ли­по­про­те­ид­ную обо­лоч­ку

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ге­па­ти­та

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) толь­ко б
24.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— са­про­троф;

— ми­це­лий об­ра­зо­ван длин­ны­ми ги­фа­ми, раз­де­лен­ны­ми на от­дель­ные клет­ки;

— на кон­цах раз­ветв­ле­ний гиф рас­по­ло­же­ны це­поч­ки спор.

1) мукор
2) дрож­жи
3) пе­ни­цилл
4) спо­ры­нья
25.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме пе­ре­ме­ще­ния воды в корне по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

? → кора корня → цен­траль­ный ци­линдр.

1) кам­бий;
2) тра­хе­иды;
3) кор­не­вой во­ло­сок;
4) си­то­вид­ные труб­ки.
26.  
i

Опре­де­ли­те рас­те­ние по опи­са­нию:

 

– цвет­ки с двой­ным око­ло­цвет­ни­ком;

– со­цве­тие  — слож­ный щиток;

– вы­де­ля­ет эфир­ное масло с ха­рак­тер­ным за­па­хом;

– опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми.

1) бе­ре­за
2) ря­би­на
3) че­ре­му­ха
4) вал­лис­не­рия
27.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

— в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки;

— вто­рая пара кры­льев ви­до­из­ме­не­на в жуж­жаль­ца;

— ли­чин­ки без­но­гие и не­ред­ко без обособ­лен­ной го­ло­вы.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Жест­ко­кры­лыe
4) Че­шуе­кры­лые
28.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те сте­бель дре­вес­ных цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

а  — в со­став луба вхо­дят тра­хе­иды, вы­пол­ня­ю­щие опор­ную и про­во­дя­щую функ­ции

б  — рас­тет в тол­щи­ну за счет де­ле­ния кле­ток кам­бия

в  — яв­ля­ет­ся ор­га­ном по­ло­во­го раз­мно­же­ния

г  — обес­пе­чи­ва­ет уве­ли­че­ние пло­ща­ди по­верх­но­сти рас­те­ния путем ветв­ле­ния

д  — в серд­це­ви­не могут от­кла­ды­вать­ся за­пас­ные пи­та­тель­ные ве­ще­ства

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, г, д
4) в, г, д
29.  
i

Опре­де­ли­те тип из­мен­чи­во­сти для каж­до­го из пред­ло­жен­ных при­ме­ров:

При­мер

A.  зимой у си­ам­ских кошек тем­не­ет шерсть

Б.  у тет­рап­ло­ид­ной ржи зер­нов­ки круп­нее, чем у ди­пло­ид­ных рас­те­ний

B.  рож­де­ние резус-по­ло­жи­тель­но­го ре­бен­ка у резус-от­ри­ца­тель­ных ро­ди­те­лей

Г.  при пе­ре­се­ле­нии жи­те­ля рав­нин в горы ко­ли­че­ство эрит­ро­ци­тов в его крови уве­ли­чи­лось

Д.  в ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ных рас­те­ний го­ро­ха с жел­ты­ми глад­ки­ми се­ме­на­ми по­яви­лись по­том­ки с зе­ле­ны­ми мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми

Тип из­мен­чи­во­сти

1.  му­та­ци­он­ная

2.  ком­би­на­тив­ная

3.  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2ГЗД1.

30.  
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—4, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры мле­ко­пи­та­ю­щих:

 

А)  пе­чень

Б)  во­ло­сы

В)  щи­то­вид­ная же­ле­за

Г)  ске­лет­ная му­ску­ла­ту­ра

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ри­сун­ка могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А4Б4В3Г2.

31.  
i

Вы­бе­ри­те все струк­ту­ры по­зво­ноч­ных жи­вот­ных, к об­ра­зо­ва­нию ко­то­рых при­во­дит диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток эк­то­дер­мы:

1)  ногти; 2) по­звон­ки; 3) нерв­ная труб­ка; 4) саль­ные же­ле­зы; 5) кро­ве­нос­ные со­су­ды; 6) сет­чат­ка глаза

32.  
i

Для каж­дой ткани (струк­тур­но­го эле­мен­та) рас­те­ния ука­жи­те функ­цию, ко­то­рую глав­ным об­ра­зом она (он) вы­пол­ня­ет:

ТКАНЬ (СТРУК­ТУР­НЫЙ ЭЛЕ­МЕНТ)

А)  со­су­ды

Б)  устьи­це

В)  скле­рен­хи­ма

Г)  проб­ко­вый кам­бий

ФУНК­ЦИЯ

1)  опор­ная

2)  транс­пи­ра­ция

3)  рост по­бе­га в длину

4)  запас пи­та­тель­ных ве­ществ

5)  об­ра­зо­ва­ние новых кле­ток проб­ки

6)  про­ве­де­ние про­дук­тов фо­то­син­те­за

7)  про­ве­де­ние воды и ми­не­раль­ных солей

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

33.  
i

Ген I, опре­де­ля­ю­щий груп­пу крови, на­хо­дит­ся в одной ауто­со­ме с геном, вли­я­ю­щим на раз­ви­тие ног­тей, на рас­сто­я­нии 10 мор­га­нид. Муж­чи­на со вто­рой груп­пой крови и де­фек­том раз­ви­тия ног­тей (до­ми­нант­ный при­знак), у отца ко­то­ро­го была пер­вая груп­па крови и де­фект раз­ви­тия ног­тей, а у ма­те­ри-вто­рая груп­па и нор­маль­ные ногти, же­нил­ся на жен­щи­не с пер­вой груп­пой крови и нор­маль­ны­ми ног­тя­ми. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния у них ре­бен­ка с пер­вой груп­пой крови и нор­маль­ным раз­ви­ти­ем ног­тей.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР

А)  ре­дук­ция со­су­ди­стой си­сте­мы у ряски

Б)  воз­ник­но­ве­ние двой­но­го опло­до­тво­ре­ния

В)  фор­ми­ро­ва­ние об­те­ка­е­мой формы тела у китов

Г)  по­яв­ле­ние ле­гоч­но­го ды­ха­ния у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

Д)  по­яв­ле­ние у рас­те­ний при­спо­соб­ле­ний для рас­про­стра­не­ния пло­дов и семян с по­мо­щью ветра, на­при­мер па­ра­шю­ти­ка у оду­ван­чи­ка

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

1)  аро­мор­фоз

2)  ка­та­мор­фоз

3)  ал­ло­мор­фоз

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.

35.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для од­но­доль­ных рас­те­ний:

 

1)  ли­стья слож­ные;

2)  кор­не­вая си­сте­ма моч­ко­ва­тая;

3)  па­рал­лель­ное или ду­го­вое жил­ко­ва­ние ли­стьев;

4)  в про­во­дя­щих пуч­ках стеб­ля от­сут­ству­ет кам­бий;

5)  число ле­пест­ков и ча­ше­ли­сти­ков в цвет­ке крат­но пяти (реже че­ты­рем);

6)  про­во­дя­щие пучки стеб­ля рас­по­ло­же­ны по кругу или сли­ва­ют­ся в ци­линдр.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

36.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)  об­ра­зо­ва­на жи­вы­ми клет­ка­ми с не­рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми обо­лоч­ка­ми; при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния

Б)  со­сто­ит из живых кле­ток с тон­кой обо­лоч­кой и круп­ным ядром; об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к де­ле­нию; обес­пе­чи­ва­ет рост рас­те­ния

В)  со­сто­ит из кле­ток раз­лич­ной формы и круп­ных меж­клет­ни­ков; вы­пол­ня­ет вен­ти­ля­ци­он­ную и ды­ха­тель­ную функ­ции

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  ме­ри­сте­ма

3)  пе­ри­дер­ма

4)  эпи­дер­мис

5)  кол­лен­хи­ма

6)  воз­ду­хо­нос­ная па­рен­хи­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

37.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий цикла раз­ви­тия пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка, на­чи­ная с по­ло­возре­лой особи:

1)  циста на траве;

2)  яйцо в во­до­е­ме;

3)  ли­чин­ка с хво­стом;

4)  ли­чин­ка, по­кры­тая рес­нич­ка­ми;

5)  ли­чи­ноч­ные ста­дии в теле про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на;

6)  по­ло­возре­лый со­саль­щик.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 652314.

38.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  циста у амебы слу­жит для по­ло­во­го раз­мно­же­ния;

2)  про­ти­сты яв­ля­ют­ся эу­ка­ри­о­ти­че­ски­ми ор­га­низ­ма­ми;

З) ин­фу­зо­рия ту­фель­ка пе­ре­дви­га­ет­ся с по­мо­щью рес­ни­чек;

4)  ос­нов­ное за­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство хло­рел­лы - крах­мал;

5)  про­цесс син­те­за АТФ у эв­гле­ны зе­ле­ной осу­ществ­ля­ет­ся в боль­шом ядре.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

39.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те ве­ще­ства ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

ВЕ­ЩЕ­СТВО

А)  ри­бо­за

Б)  ли­па­за

В)  ли­зо­цим

Г)  кол­ла­ген

Д)  ме­ла­но­тро­пин

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  струк­тур­ный белок кожи

2)  фер­мент, ка­та­ли­зи­ру­ю­щий рас­щеп­ле­ние жиров

3)  мо­но­са­ха­рид, вхо­дя­щий в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот

4)  гор­мон, ре­гу­ли­ру­ю­щий про­дук­цию пиг­мен­та ме­ла­ни­на

5)  белок слюны, об­ла­да­ю­щий обез­за­ра­жи­ва­ю­щим эф­фек­том

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б4В3Г2Д1.

40.  
i

Но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок не­про­из­воль­но об­хва­ты­ва­ет ки­стью вло­жен­ный ему в ла­донь палец. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са от ре­цеп­то­ров кожи к ске­лет­ным мыш­цам, ис­поль­зуя все пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

1)  спин­но­моз­го­вой ган­глий

2)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на

3)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на

4)  пе­ред­ние рога спин­но­го мозга

5)  аксон чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

6)  денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .

41.  
i

Ука­жи­те не­вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у дрож­жей может на­блю­дать­ся по­ло­вой про­цесс;

2)  для гри­бов, так же как и для жи­вот­ных, ха­рак­тер­но спо­ро­об­ра­зо­ва­ние;

3)  ми­це­лий шля­поч­ных гри­бов при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми;

4)  на ос­но­ве це­т­ра­рии ис­ланд­ской го­то­вят ле­чеб­ные пре­па­ра­ты, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся при кашле;

5)  под­оси­но­вик, рыжик, мас­ле­нок и дру­гие шля­поч­ные грибы об­ра­зу­ют с кор­ня­ми рас­те­ний ми­ко­ри­зу, или гри­бо­ко­рень;

6)  тру­то­вые грибы об­ра­зу­ют пле­сень в виде пу­ши­сто­го бе­ло­го на­ле­та, ко­то­рый через не­ко­то­рое время чер­не­ет, фор­ми­руя од­но­лет­нее ша­ро­вид­ное пло­до­вое тело.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

42.  
i

Ука­жи­те не­вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у белки в по­зво­ноч­ни­ке пять от­де­лов, а у со­ба­ки  — че­ты­ре;

2)  у птиц в труб­ча­тых ко­стях име­ют­ся воз­ду­хо­нос­ные по­ло­сти;

3)  по типу раз­ви­тия птен­цы яст­ре­бов и орлов от­но­сят­ся к гнез­до­вым;

4)  у рыси слу­хо­вых ко­сто­чек в по­ло­сти сред­не­го уха боль­ше, чем у ушана;

5)  птицы вы­карм­ли­ва­ют птен­цов сек­ре­том ви­до­из­ме­нен­ных по­то­вых желез;

6)  у пред­ста­ви­те­лей от­ря­да На­се­ко­мо­яд­ные зубы слабо диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

43.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка из ле­гоч­ных вен в ниж­нюю полую вену, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  аорта;

2)  левый же­лу­до­чек;

3)  левое пред­сер­дие;

4)  ка­пил­ля­ры ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

5)  ка­пил­ля­ры боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

6)  от­вер­стие, снаб­жен­ное дву­створ­ча­тым кла­па­ном;

7)  от­вер­стие, снаб­жен­ное трех­створ­ча­тым кла­па­ном.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 54123.

44.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

При­мер

A)  при виде пищи уси­ли­ва­ет­ся слю­но­от­де­ле­ние

Б)  из-за ис­пу­га сужа­ют­ся кро­ве­нос­ные со­су­ды кожи лица

B)  во время фазы быст­ро­го сна уско­ря­ет­ся обмен ве­ществ

Г)  при рез­ком по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды ак­ти­ви­ру­ет­ся сек­ре­ция пота

Д)  во время от­ды­ха после ин­тен­сив­ной фи­зи­че­ской на­груз­ки ритм сер­деч­ных со­кра­ще­ний за­мед­ля­ет­ся

Отдел

1)  сим­па­ти­че­ский

2)  па­ра­сим­па­ти­че­ский

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.